Главная » 2007 » Сентябрь » 19 » Виртуальным мобильным операторам в России места нет?
17:45
Виртуальным мобильным операторам в России места нет?
Деятельность виртуальных сотовых операторов (Mobile Virtual Network Operator - MVNO) сейчас в России запрещена текущим законодательством. Однако это не единственное препятствие. Представители "большой тройки" заявляют, что лишних мощностей для деятельности MVNO у них нет. Тем не менее, СМАРТС, "Скай Линк" и некоторые наблюдатели уверены, что перспективы у виртуальных операторов в России есть.
MVNO – это операторы сотовой связи, использующие существующую инфраструктуру другого оператора, но продающие услуги под собственной маркой. Таким образом, "виртуальный оператор" не тратит деньги на создание радиопередающей сети, а для осуществления своей деятельности покупает трафик у сотовых операторов, такими сетями располагающими. Обычно виртуальные операторы нацелены на охват тех сегментов рынка, которые недоступны крупным игрокам. В Европе в 2005 году количество абонентов MVNO достигло 13 млн.
В России деятельность "виртуальных операторов" осложняется отсутствием четкого правового регулирования данной сферы деятельности. По имеющейся информации, к 1 сентября Минсвязи должно было подготовить предложения по изменению нормативной правовой базы для обеспечения нормальной работы MVNO, но сейчас этот процесс откладывается.
Многие операторы фиксированной связи, предоставляя услуги FMC (Fixed Mobile Convergence), с помощью которых, получив номер от оператора, можно указать, в какой последовательности будет происходить переадресация звонков на этот номер (мобильнй, офисный, домашний и т.д.), заявляют, что тем самым они являются MVNO операторами. Это не совсем так, потому что при такой схеме не выкупается трафик сотового оператора
В России по моделям, наиболее близким к MVNO, работают "Евросеть" в Поволжье и "Матрикс телеком" в Москве и Московской области. "Большая тройка" против
Кент Макнили, вице-президент по маркетингу и продажам компании "Вымпелком", заявил в Петербурге, что запустить виртуального оператора в России труднее, чем в других частях света. Это связано не только с тем, что существуют законодательные ограничения, но и с емкостью существующих мощностей. "Операторы сотовой связи в США построили сети, которые на данный момент намного перекрывают их потребности. Иначе говоря, у них есть запас. И если кто-то приходит к ним и предлагает хорошую цену за его использование, то это разумное предложение. В России, к сожалению, ни у одного оператора нет избыточных мощностей в национальном масштабе", - заявил г-н Макнили.
В МТС согласны с такой оценкой вещей. "Мы считаем, что сотрудничество между сотовыми сетями и операторами MVNO должно осуществляться на взаимовыгодной основе, считает Ирина Осадчая, пресс-секретарь МТС. - В целом, поскольку российские операторы сотовой связи наращивали мощности по мере роста, избыточных мощностей у сотовых операторов на сегодня нет".
Солидарны с коллегами и в "Мегафоне". "На Западе виртуальные операторы появлялись там, где сети основных операторов имели большой запас емкости, который оказался невостребованным, - заявила CNews пресс-секретарь "МегаФона" Марина Белашева. - В России ситуация иная, у нас нет сетей с такими резервами, чтобы было выгодно их продавать. Поэтому MVNO необходимо найти свою нишу". По словам г-жи Белашовой, такой нишей может быть создание виртуального оператора крупной корпорацией с разветвленной филиальной структурой и с численностью сотрудников в несколько тысяч человек. "В таком случае компания оказывает услуги только своим сотрудникам и получает существенную экономию на оплате услуг связи", - отмечает Марина Белашева.
"Скай Линк" видит перспективы MVNO в сервисах на основе передачи данных: "У нас сейчас очень активно увеличивается трафик передачи данных, и мы видим растущую потребность рынка в сервисах на основе этой услуги (например, с начала года по июль 2007 г. трафик передачи данных вырос почти вдвое - с 20 ТБ до 36 ТБ в месяц). В этой ситуации у MVNO есть возможность стать эффективным инструментом по продвижению на рынке современных сервисов на основе передачи данных",- рассказала CNews директор по связям с общественностью "Скай Линк" Ольга Пестерева.
"Евросеть" хочет стать национальным MVNO оператором
В России "Евросеть" работает по модели, близкой к модели MVNO-оператора. Так как сейчас российское законодательство не разрешает деятельность "виртуальных операторов", то ритейлер с марта этого года является агентом по продаже услуг поволжского оператора СМАРТС, но продает их под своим брендом. В компании рассчитывают на внедрение 3G для развертывания своей деятельности в национальном масштабе.
Для "Евросети" роль виртуального оператора - пробный шаг с заделом на будущее
Пресс-секретарь "Евросети" Очир Манджиков рассказал CNews, что "виртуальные операторы в Европе стали появляться в преддверии развертывания 3G-сетей и набрали обороты, когда сети нового поколения уже были созданы". По его мнению, по такому же пути пойдет и российский рынок. "По мере развертывания 3G-сетей и к моменту принятия законодательных норм по MVNO, "Евросеть" будет иметь достаточный опыт для создания полноценного виртуального оператора. Как только в России будет создана законодательная база для существования MVNO, наша компания подаст заявку на получение лицензии", - заявил г-н Манджиков.
В СМАРТС считают, что на данный момент по всем основным вопросам сотрудничества с "Евросетью" достигнуто согласие, и этап отладки процесса взаимодействия входит в завершающую стадию. "Теперь проект MVNO будет активнее развиваться территориально, охватывая новые регионы присутствия СМАРТС, что скажется, соответственно, и на росте финансовых показателей проекта MVNO", - отметили в компании. В СМАРТС полагают, что проект MVNO с "Евросетью", в преддверии построения сетей третьего поколения, позволит оператору получить опыт построения и развития виртуальных сетей связи.
В компании отметили, что MVNO-проект практически не приносит прибыли, а является тестовым, на котором оттачиваются технологии. "В дальнейшем мы бы хотели создать полноценный национальный MVNO", - заявил CNews г-н Манджиков. В данный момент у "Евросети" 6,5 тыс. абонентов с ARPU $7,6.
Ближайший конкурент "Евросети" - "Связной" - в ближайшее время не планирует заниматься MVNO-бизнесом, но компания "присматривается к этому направлению", - сообщила CNews руководитель отдела по связям с общественностью ГК "Связной" Елена Ноготкова.
PR-менеджер "Диксис" Дмитрий Воробьев сообщил CNews, что, возможно, ритейлер будет развивать данное направление бизнеса, но только после того, как операторы будут готовы делиться трафиком и будет урегулирована законодательная база. "Говорить об эффективности действий по созданию собственного виртуального оператора пока рано. Новому игроку придется столкнуться с традиционными операторами, которые, безусловно, отреагируют активной позицией. Думаю, для "Евросети" это "пилотный" проект, результаты которого, впрочем, заинтересуют всех участников сотового рынка", - отметил г-н Воробьев.
У аналитиков разные взгляды на перспективы MVNO
Аналитик Денис Кусков не согласен с заявлениями большой тройки о нехватке мощностей для MVNO: "Если будет предложение, интересное по цене, то мощности появятся. Ведь сотовые операторы все равно подключают новых абонентов, поэтому им без разницы, куда будет уходить трафик – на новых абонентов или на операторов MVNO". По его мнению, в Европе, где рынок насыщен еще больше, чем в нашей стране, для виртуальных операторов нашлось место, поэтому оно найдется им и в России.
Такой нишей, по мнению Дениса Кускова, может стать обслуживание виртуальными операторами крупных организаций. "Конечно, у сотовых операторов есть корпоративные тарифы, но MVNO могут предложить низкие цены или какие-то дополнительные услуги", - полагает Денис Кусков. Также аналитик отметил, что в условиях, когда рынок близок к насыщению, все больше становятся затраты операторов на привлечение новых абонентов. В случае же, если сотовый оператор будет продавать трафик MVNO-оператору, то таких затрат он нести не будет.
По мнению Дениса Кускова, в России сотрудничество с MVNO-операторами могло бы быть интересно, например, Tele2. "Если Tele2 заявляет о том, что хочет стать общенациональным оператором, то им необходимо присутствие в Москве. В условиях насыщенного московского рынка компания могла бы занять нишу продажи трафика MVNO-операторам",- считает аналитик.
В самом Tele2 считают, что на данный момент условия для развития MVNO в России неблагоприятны. "Высокая загруженность сетей GSM-операторов и низкая APPM (Average Price Per Minute) практически не оставляют пространства для их развития. Однако ситуация может измениться с запуском сетей 3G. Со своей стороны, Tele2 сейчас не планирует предоставлять свои мощности MVNO", - рассказал CNews председатель правления "Tele2 Россия" Юрий Домбровский.
Генеральный директор аналитического агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин считает, что в данный момент в России нет ниш, которые могли бы занять виртуальные операторы. "Главная причина для развития MNVO - неохваченные ниши, которые для сотовых операторов в силу тех или иных причин не интересны и (или) не доступны. Яркий пример - выход корейского оператора SK Telecom на американский рынок в качестве MNVO. Корейцы вышли на рынок США с предложением, ориентированным на корейцев, находящихся в Соединенных Штатах. Абонентам предложили сервисы и полную поддержку на корейском языке (включая локализацию в меню телефона), дешевые международные звонки в Корею, дешевый роуминг с Кореей", - рассказал CNews г-н Брюквин. "А у нас даже такие ниши охвачены самими операторами - есть тарифы для различных диаспор, для детей и для пенсионеров. Таким образом, в появлении MNVO не заинтересованы, прежде всего, базовые операторы", - уверен Юрий Брюквин. По мнению аналитика, в условиях, когда сотовые операторы готовы продвигать даже нишевые тарифы, MNVO будет для них прямым конкурентом.
MVNO несет угрозу рынку?
Марина Белашева считает, что потенциальные "виртуалы", планирующие работать на массовом рынке, несут для него угрозу. Опасность, по ее мнению, состоит в том, что такие операторы не имеют никаких преимуществ, отличий, не предлагают add value в сравнении с обычными операторами. "Единственный вид конкуренции, который они могут использовать - это ценовая война. При этом крупные игроки рынка мобильной связи, ведущие операции в большом количестве регионов, могут создавать MVNO в особенных случаях", - отмечает г-жа Белашева.
Таким случаем, по ее словам, могут быть регионы, где емкость рынка составляет порядка 200 тыс человек, а развертывание собственной сети обойдется оператору примерно в $5 млн, то есть создание виртуального оператора на базе местной действующей сети позволяет cэкономить финансовые ресурсы и время. "К тому же, в таком случае "виртуал" не прибегает к обвалу цен, ведущему к разрушению рынка", - полагает Марина Белашева. Сотрудничество "Мегафона" с "Матрикс-телеком" г-жа Белашева прокомментировала так: "Они-то как раз предлагают рынку дополнительные возможности, основанные на инновационных решениях, а не исключительно дисконт".
Аналитик J’Son and Parnters Ольга Харламова придерживается противоположной точки зрения. "Наши расчеты показывают, что при небольшой потере абонентской базы выручка операторов вырастет в среднем на 9%", - заявила CNews г-жа Харламова. По ее словам, основной целевой аудиторией "виртуалов", как правило, являются низкодоходные абоненты или специальная группа людей (например, заинтересованная в той или иной услуге, которую оператору невыгодно запускать, или конкретная социальная группа (учителя или военные)). "В такой аудитории сотовые операторы, в принципе, не заинтересованы. Поэтому после небольшого оттока таких абонентов, они смогут сконцентрировать свое внимание на высокодоходных клиентах", - считает аналитик.
MVNO легализуют поправки в закон о связи
Ситуацию с правовым регулированием должны исправить поправки в закон о связи "MVNO не оказывает услуг связи, поэтому виртуальным операторам нельзя выдать лицензию, - считает председатель совета директоров ИК "Некстер" Антон Богатов. - Из-за этого "Евросеть" вынуждена действовать как агент от имени СМАРТС". По его словам, в Европе законодательство о связи намного мягче, и там MVNO действует в рамках общегражданского законодательства. "Единственный выход из ситуации – внесение поправок в закон о связи, но для этого необходимо четкое понимание правовой природы данной услуги, которого пока нет", - отметил г-н Богатов.
Существующая неурегулированность деятельности MVNO несет потенциальную опасность тем, кто занимается этим бизнесом. "Если отношения с абонентом организованы так, что оператор виртуальных услуг связи, занимающийся "перепродажей" услуг, участвует не только как посредник (например, применительно к биллингу, претензий по качеству и проч.), то существует риск признания его деятельности незаконным предпринимательством, поскольку лицензий в сфере связи у него нет", - заявил CNews партнер юридической фирмы Beiten Burkhardt Виктор Наумов, -
В СМАРТСе отметили, что после того, как Минсвязи юридически урегулирует деятельность MVNO, "Евросеть" сможет использовать для развития проекта собственное оборудование, на базе которого будут реализованы все маркетинговые предложения, а компания СМАРТС будет предоставлять "Евросети" свою транспортную сеть. В СМАРТС уверены, что потенциал для развития MVNO в России, безусловно, есть, и "это подтверждают многие компании, готовые вкладывать немалые денежные средства в развитие подобных проектов".